Астрономы впервые увидели объект, возникший после взрыва мощной сверхновой

Новый объект возник недалеко от Млечного Пути после взрыва сверхновой AT2018cow. Описание небесного тела опубликовал научный журнал Nature Astronomy.

«Мы впервые стали свидетелями рождения компактного объекта после вспышки сверхновой. Обнаружение этого объекта открыло дорогу для поисков новорожденных нейтронных звезд и черных дыр», — рассказал научный сотрудник Массачусетского института Дирадж Пашам.

Ученые зафиксировали вспышку сверхновой AT2018cow летом 2018 года с помощью рентгеновского орбитального телескопа NuSTAR. Она произошла в галактике CGCG 137-068, расположенной в созвездии Геркулеса на расстоянии в 200 млн световых лет от Земли.

Открытие этой сверхновой заинтересовало астрономов, так как NuSTAR обнаружил объект за несколько мгновений до того, как звезда перестала существовать. Это впервые позволило ученым изучить подробно, как протекают первые стадии самых мощных вспышек сверхновых.

Но Пашам вместе с коллегами продолжили наблюдать за AT2018cow и после того, как вспышка угасла. Обычно на этом месте возникает планетарная туманность, но вместо него на месте бывшей звезды образовалась компактная структура, которая излучала пучки рентгеновского излучения каждый 4,4 мс. Последующие наблюдения показали, что ее диаметр не превышает одну тысячу километров.

Подобные размеры не позволяют точно сказать, является ли обнаруженный объект черной дырой звездной массы или пульсаром, то есть вращающейся нейтронной звездой, излучающей периодические вспышки радиоволн и рентгеновского излучения. И тот, и другой тип небольших космических объектов теоретически может образоваться в результате гравитационного коллапса звезды тех размеров, которыми обладал прародитель вспышки AT2018cow.

Умрет ли Калкин в новом фильме, покажет время