4 декабря 2021

Астрофизики обнаружили необычную черную дыру с искривленным диском

Уникальный объект находится на расстоянии 9600 световых лет от Земли

Вспышку, исходящую от двойной системы MAXI J1820+070, обнаружили в марте 2018 года с помощью японского рентгеновского телескопа на борту МКС. Именно в ней была обнаружена черная дыра, масса которой превышает массу Солнца по меньшей мере в восемь раз.

MAXI J1820+070 является одним из трех самых ярких рентгеновских транзиентов (нерегулярно-переменный объект), когда-либо наблюдавшихся, говорится в исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. На это влияет его близость к Земле и удобное расположение за границами зоны избегания Млечного Пути.

Ученые визуализировали двойной объект и продемонстрировали, что рентгеновское излучение, исходящее от черной дыры, влияет на окружающее вещество и аккреционный диск, нагревая его до температуры около десяти тысяч кельвинов и заставляя испускать видимый свет. Спустя три месяца после вспышки в оптической кривой блеска были обнаружены значительные колебания в течение 17 часов. Рентгеновский компонент излучения при этом оставался стабильным, то есть никак не влиял на кривую.

По мнению астрофизиков, это объясняется тем, что рентгеновское излучение стало причиной сильной деформации диска, площадь которого увеличилась, что и вызвало увеличение яркости объекта. Такое явление никогда ранее не наблюдалось у черной дыры с донором с небольшой массой. По мнению ученых, это открывает совершенно неожиданные возможности для изучения структуры и свойств искривленных аккреционных дисков.

NASA испытает аппарат-камикадзе против астероидов