9 декабря 2021

Общество

Астрономы заметили черную дыру в соседней галактике

Масса небесного объекта может составлять около 11 масс Солнца

Ученые внимательно изучили траекторию звезд в одном из скоплений Большого Магелланова Облака и пришли к выводу, что там скрывается черная дыра NGC 1850 BH1. Об этом говорится в работе, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Черные дыры – сверхплотные объекты, которые сами по себе практически незаметны. Но их можно различить, например, по траекториям окружающих звезд, так как они изменяются под действием притяжения черной дыры. Эти движения неразличимы даже в самые мощные телескопы, но с их помощью можно зарегистрировать вызванные движениями изменения видимой частоты излучения.

Чтобы рассмотреть звездное скопление NGC 1850, расположенное примерно в 160 тысячах световых лет от Земли, ученые использовали чувствительный спектрометр MUSE, установленный на телескопе VLT Южной европейской обсерватории (ESO) в Чили. Астрономы проанализировали данные за два года наблюдений и обратили внимание на старую звезду массой в 4,9 массы Солнца, вращающуюся вокруг «пустоты» — участка, где, по всей видимости, и расположена черная дыра. Они находятся в тесной системе, совершая полный оборот всего за пять земных дней.

Находка черной дыры показывает, что подобный метод обнаружения этих космических объектов может применяться и при изучении далеких звездных скоплений. По актуальным оценкам, только в нашей Галактике насчитываются более 100 млн дыр звездной массы, большинство из которых остаются неизвестными.

NASA испытает аппарат-камикадзе против астероидов