4 декабря 2021

Когда ждать нового суперизвержения вулкана Тоба, выяснили ученые

Перед очередной катастрофой не будет никаких знаков

В последние десятилетия ученые во всем мире сосредоточили свои усилия на понимании поведения супервулканов и осознали опасность, которую они представляют в случае возможного извержения. По словам ученых, такое геологическое событие является одним из самых катастрофических и самой большой проблемой для науки.

Особый интерес для исследователей представляет индонезийский супервулкан Тоба, расположенный на острове Суматра. Известно, что он извергался уже два раза за последние 2,59 млн лет с огромными последствиями для жизни на Земле.

Теперь геологи из Женевского и Пекинского университетов разработали новый метод, позволяющий оценить объемы магмы, которые содержит сегодня Тоба. Как пояснили ученые, запасы расплавленной породы помогают установить, период и скорость их накопления, что предшествует извержениям, в том числе катастрофическим.

Исследователи выяснили, что первое сверхизвержение Тобы произошло около 840 тыс. лет назад. Перед ним магма накапливалась в недрах земли в течение примерно 1,4 млн лет. Второе извержение случилось 75 тыс. лет назад, и к тому моменту расплавленная порода копилась в течение 600 тыс. лет. Подсчитано, что в результате каждого из этих событий высвободилось около 2800 км куб. магмы, что в 70 тыс. раз больше, чем выбросил вулкан Кумбре Вьеха на испанском острове Пальма.

По словам геологов, в настоящее время Тоба скопил около 320 км куб. магмы, которая готова вырваться на поверхность. При таких темпах «следующее суперизвержение произойдет примерно через 600 тыс. лет». Однако, с другой стороны, всегда есть вероятность небольших извержений, добавили ученые. Кроме того, они обнаружили, что, вопреки распространенному убеждению, перед подобным событием нет никаких знаков — ни частых землетрясений, ни быстрого подъема земных пород.

NASA испытает аппарат-камикадзе против астероидов