Группа ученых из Университета Юты (США) добилась значительных успехов в понимании формирования и структуры загадочного внутреннего ядра нашей планеты. По мнению исследователей, разгадать секреты этой зоны помогут сейсмические волны от землетрясений.
Ядро в центре Земли представляет собой твердый металлический шар диаметром 2442 километра и «похоже на планету внутри другой планеты». Его существование делает возможной жизнь на поверхности.
Как внутреннее ядро Земли формировалось, росло и развивалось, все еще остается загадкой. Хотя оно составляет менее 1% от общего объема Земли, ядро отвечает за магнитное поле планеты. Это поле создается конвекцией, происходящей внутри жидкого внешнего ядра, которое простирается на 2260 километров над внутренним твердым ядром. Без такого поля жизнь, какой мы ее знаем сегодня, была бы невозможна.
«Это похоже на планету внутри другой планеты, которая имеет собственное вращение и отделена от нее огромным океаном расплавленного железа», — объяснил сейсмолог и руководитель исследования Кит Копер. «Цель нашей работы состояла в том, чтобы попытаться заглянуть внутрь этого ядра», — добавил он.
С помощью сейсмических волн, возникающих в результате землетрясений, исследовательская группа пытается разгадать его тайны. Гуаннинг Панг, геолог из Корнельского университета и ведущий автор исследования, проанализировал сейсмические волны от 2455 землетрясений магнитудой более 5,7. То, как эти волны отражались от внутреннего ядра, помогло составить карту его структуры.
По словам Панга, внутреннее ядро похоже на гобелен из разных «тканей», а не на однородную массу, как считали ученые.
«Мы впервые подтверждаем, что такая неоднородность присутствует повсюду во внутреннем ядре. Наше величайшее открытие состоит в том, что эта неоднородность имеет тенденцию усиливаться, чем она ближе к центру», — подчеркнул Панг.
Геолог пояснил, что такая структура связана со скоростью роста ядра в прошлом. Он отметил, что когда-то оно увеличивалось довольно быстро, но достигнув определенного размера, замедлилось. «Не все железо стало твердым, поэтому некоторое его количество могло попасть внутрь», — заключил он. Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature.