Ученые узнали об эволюции волн черной смерти в средневековой Скандинавии

Канадские ученые исследовали сотни человеческих зубов, найденных при раскопках в Дании, чтобы узнать о распространении «черной смерти» в средневековой Скандинавии. В ходе работы специалисты реконструировали геномы Yersinia pestis, бактерии, вызывающей чуму, и продемонстрировали, что она несколько раз появлялась в Дании и других частях Европы с разрушительными последствиями.

«Мы знаем, что вспышки чумы по всей Европе продолжались волнами в течение примерно 500 лет, но в исторических архивах очень мало информации об их распространении в Дании», — рассказал ведущий автор работы Равнит Сидху.

В изученных образцах 300 останков, взятых с 13 археологических памятников по всей стране, ДНК Yersinia pestis была обнаружена в зубах 13 человек. Как отметили ученые, зубы могут веками сохранять следы инфекций, содержащихся в крови. Девять из этих образцов предоставили ценную генетическую информацию, а их анализ показал, что датские штаммы Yersinia pestis были смешаны с раннесредневековыми штаммами из других европейских стран, включая Балтийский регион и Россию. Исследование было опубликовано в журнале Current Biology.

«Высокая частота реинтродукции Y. pestis в датские общины согласуется с предположением, что большинство смертей в этот период было вызвано вновь занесенными патогенами. Результаты раскрывают новые связи между прошлым и настоящим опытом чумы и позволяют понять характер распространения и вирулентности рецидивирующих заболеваний. Мы можем использовать это исследование для изучения будущих пандемий», — заключили ученые.