Ученые обнаружили самый тяжелый элемент на экзопланете с железными дождями

Группа астрономов обнаружила в атмосферах двух горячих газовых гигантов WASP-76 b и WASP-121 b барий. Об этом говорится в новом исследовании, опубликованном в научном журнале Astronomy & Astrophysics.

Барий — самый тяжелый элемент, обнаруженный на сегодняшний день на экзопланете. Открытие может помочь узнать больше об условиях на планетах типа горячий Юпитер, где температура может превышать 1000°С.

Как пояснили ученые, у газовых гигантов, вращающиеся вокруг своих звезд, одна сторона поверхности горячая, а другая, обращенная в космос, — очень холодная. На планете WASP-76 b дневная температура может достигать 2400°С, что является достаточным для испарения железа и других металлов. Если же железо переместится на более холодную сторону планеты, оно выпадает там в виде дождя, пишет Space.

Но барий в 2,5 раза тяжелее железа, и из-за высокой гравитации этих планет тяжелые элементы обычно попадают в нижние слои атмосферы. Поэтому обнаружение бария в верхних слоях атмосферы крайне удивило ученых. В настоящее время команда не уверена, какой естественный процесс мог привести к образованию там бария.

«Мы не ожидали и не искали, в частности, бария, и нам пришлось проверить, действительно ли он образуется на планете, поскольку раньше его никогда не видели ни на одной экзопланете», — объяснил ведущий автор исследования Томас Азеведо Сильва.

Чтобы исследовать химический состав обеих экзопланет, ученые обратились к спектроскопии — методу, основанному на поглощении и излучении элементами света на определенных частотах. Благодаря своему газовому составу и высоким температурам атмосферы WASP-76 b и WASP-121 b сильно расширены, из-за чего их легче наблюдать и изучать. Ученые надеются, что в ближайшем будущем они узнают, что удерживает в них барий.