В 1827 году Людвиг ван Бетховен, прикованный к постели с Рождества, был настигнут желтухой, его конечности и живот отекли, каждый вздох стал битвой. В то время как его ближние занялись инвентаризацией личных вещей, они обнаружили документ, который Бетховен написал четверть века назад — завещание, в котором он просил братьев рассказать публике о его состоянии здоровья.
Сегодня всем известно, что один из величайших музыкантов мира практически оглох к своим сорока пяти годам. Это была трагическая ирония, которую Бетховен хотел, чтобы мир понимал, не только с личной стороны, но и с медицинской.
Чуть не два века спустя после смерти Бетховена команда исследователей воплотила его завещание в жизнь способами, которые он и представить себе не мог — путем генетического анализа ДНК, найденного в подлинных образцах его волос.
Основная причина потери им слуха никогда не была известна даже его личному врачу доктору Йохану Адаму Шмидту. Начавшийся в его двадцатилетнем возрасте тиннитус (звон или шум в ушах без внешнего акустического стимула – прим. «Инфозоида») постепенно перешел в непереносимость громкого шума, а затем и в потерю слуха на высоких частотах, что по сути положило конец его карьере исполнителя.
Бетховен не только страдал от потери слуха. С шестнадцати лет он страдал от сильных болей в животе и хронического диареи. За шесть лет до его смерти появились первые признаки заболевания печени, которое, как предполагается, было, по крайней мере частично, причиной его смерти в относительно молодом возрасте 56 лет.
Данное исследование, опубликованное в марте 2023 года, опровергает теорию, что волосы на самом деле принадлежат не Бетховену, а неизвестной женщине. К тому же, несколько прядей волос, которые с большей вероятностью принадлежали самому композитору, показали, что причиной его смерти, вероятно, стала инфекция вирусом гепатита B, обостренная его алкогольными привычками и множественными факторами риска для заболевания печени.
Проанализировав Y-хромосому в образцах волос по сравнению с теми у его современников, происходящих от патернальной линии Бетховена, ученые выявили несовпадение. Это указывает на внебрачную сексуальную активность в поколениях, предшествующих рождению композитора.
В любом случае, наверное, эти секреты оказались слишком большой ценой для обещания, которое молодой Бетховен дал в своем завещании. Он, конечно, не мог представить, что какие-то тайны сохраняются в то время, когда его друзья и знакомые отрезали волосы с его тела в ту мрачную бурную ночь понедельника 1827 года.