МВД России не отказалось от планов ввести штрафы за превышение средней скорости. Но к методу ее определения есть ряд вопросов. Их может снять альтернативный способ – интеллектуальная система контроля скорости.
Своими мыслями по этому поводу с «Профилем» поделился автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов. Как он отметил, задержка по введению таких штрафов – чисто техническая. Нужно внести коррективы в нормативно-правовую базу. Например, решить вопрос с территориальной подсудностью при обжаловании наказания.
Но здесь возникает вопрос: подсчитать среднюю скорость автомобиля между камерами видеонаблюдения – не проблема, но ведь ее можно искусственно занизить, в частности, заехав на заправку. Так получится без труда «обнулить» грубейшее нарушение.
А ведь в 2020 году 85% штрафов российским водителям было выписано именно за нарушения скоростного режима. Они оплатили около 124 млн руб., что на четверть больше, чем годом ранее. Причем именно превышение скорости чаще всего является причиной наиболее серьезных аварий и катастроф, гибнут тысячи человек. Изменить эту ситуацию призван национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», инициированный президентом Владимиром Путиным. Согласно этому документу, к 2030 году нужно добиться снижения смертности на российских дорогах в три раза – до четырех человек на 100 тыс. населения.
Поэтому Дмитрий Давыдов и предлагает задействовать современные технологии: внедрить интеллектуальную систему контроля скорости – Intelligent Speed Assistant (ISA). Предполагается, что она будет работать на каждом автомобиле в режиме реального времени. Оборудование начнут устанавливать на автомобили с июля 2022 года, а уже с 2024-го автодилеры не смогут предлагать автомашины, не оборудованные ISA.
Суть работы ассистента проста. Система включает видеокамеру, считывающую дорожные знаки, а также информационные базы данных об ограничениях скорости. Если будет нарушен скоростной режим, в машине включится предупреждающий сигнал. Если он не сработает, система начнет сама постепенно сбрасывать газ. Возможность кратковременного ускорения, например, чтобы избежать аварии, останется.
По мнению Давыдова, автопроизводителей на российском рынке нужно обязать ставить систему интеллектуального ассистента скорости на все автомобили. На те, которые уже в эксплуатации, ISA можно устанавливать в специализированных сервисных центрах. Регистрация без этой системы должна быть запрещена, как в ЕС.
Автор «20 идей по развитию России» считает, что большую часть задач в рамках этого проекта можно решить в течение трех – четырех лет и начать с принятия соответствующего закона. Если на дорогах будут реже превышать максимальную скорость, неизбежно должно снизиться и количество смертельных ДТП.