Ученые выявили главное отличие мозга неандертальца от современных людей

Исследователи из Института молекулярной клеточной биологии и генетики Макса Планка обнаружили главное отличие мозга неандертальца от современных людей. По их словам, у последних гораздо больше нейронов, говорится в журнале Science.

Главным фактором прогрессирования когнитивных способностей у современных людей называют увеличение мозга и генерацию большего количества нейронов. Однако по своему размеру мозг примерно одинаков и у неандертальцев, и у ныне живущих представителей человечества.

В новой работе ученые обратили внимание, что современный вариант белка TKTL1 отличается от белка неандертальцев всего на одну аминокислоту — лизин. Считается, что это и привело к развитию неокортекса. Во время эксперимента ученые ввели TKTL1 неандертальцев и современных людей в мозг мыши. В результате было обнаружено, что базальные радиальные глиальные клетки увеличивались с вводом второго образца. В итоге большее количество нейронов содержал мозг именно этих мышей.

Затем ученые заменили аргинин в современном варианте TKTL1 лизином для изучения этих же эффектов на органоидах (мини-копиях мозга из стволовых клеток). По итогам испытания наблюдался аналогичный эффект. Исследователи предположили, что производство нейронов в неокортексе во время внутриутробного развития у современных людей больше, чем у неандертальцев.