Ученые нашли молекулу, которая порождает страх

Страх фобия

Shutterstock / Fotodom

Международная группа исследователей разгадала сложный механизм, который активируется молекулами и вызывает страх в мозге перед определенными внешними раздражителями. Научная работа была опубликована в журнале Cell Reports.

Ключевая молекула получила название CGRP. Она позволяет нейронам в двух отдельных областях мозга группировать «опасные» сенсорные сигналы в единый сигнал, помечать его как «отрицательный» и передавать в миндалину, которая отвечает за его трансформацию в страх.

«Мозговой путь, который мы обнаружили, функционирует как центральная система сигнализации», — отметил Сун Хан, ведущий автор исследования и доцент в лабораториях пептидной биологии Фонда Клейтона в Институте Солка (Калифорния, США). «Мы были рады увидеть, что нейроны CGRP активируются отрицательными сенсорными сигналами из пяти чувств: зрение, слух, вкус, запах и осязание», — добавил он.

По словам ученых, подавляющее большинство внешних угроз связаны с мультисенсорными сигналами. Например, в огне человек может чувствовать запах дыма, сильный жар и видеть пламя. Все это, работая вместе, приводит в движение механизм страха.

Ранее считалось, что каждое чувство независимо передает сигналы об угрозе в мозг, но новое исследование показало, что на самом деле это один путь, управляемый молекулой CGRP. Ученые проверили эту гипотезу на генетически модифицированных мышах, у которых отслеживали активность нейронов CGRP, пока грызуны свободно перемещались в окружающей среде и реагировали на различные раздражители. Среди них были «опасные» удары, звук грома, а также звук, имитирующий быстрое приближение птицы.

В результате было обнаружено, что активность 160 нейронов CGRP увеличилась именно тогда, когда мышь столкнулась с угрожающими звуками, вкусами, запахами, ощущениями и визуальными сигналами. Команда также показала, что эти нейроны необходимы для формирования воспоминаний о самих угрозах.

Исследователи отметили, что результаты работы дают возможность разработать новые методы лечения множественных расстройств, связанных со страхом.