Нездоровая атмосфера в школе, в том числе буллинг и некорректные замечания учителей могут отрицательно сказаться на самооценке детей. Снизить влияние полученных обид и травм и сохранить уверенность в себе помогут несколько простых способов, рассказали психолог Марк Шишлев и педагог-психолог Ирина Шувалова.
Грубые замечания по поводу внешности и плохие оценки с некорректной обратной связью могут вызвать у ребенка негативное представление о себе. Школьник с легкостью может потерять уверенность в себе и стараться брать задачи полегче. Часто такие дети думают, что они ни на что не способны, учителя и родители считают их ленивыми, а сверстники — бестолковыми, пояснил Шишлев.
Может возникнуть и другая ситуация, — когда ребенок с позитивной самооценкой начнет терять уверенность в себе и собственных силах, отметил психолог. При этом Шувалова подчеркнула, что школа — это первая «взрослая» среда в жизни ребенка, где он начинает существовать как «я и социум». В этот период он начинает задаваться вопросом, как его воспринимают другие люди.
По ее словам, проблема в том, что дети школьного возраста не могут отличить разницу между «я» и «я в глазах других людей». Они объединяют два этих восприятия в одно и оценивают себя сквозь призму критики со стороны школьного социума.
Тем не менее есть хорошая техника, которая позволит подросткам снизить негативный эффект от полученных в школе обид и травм. Для этого необходимо постоянно повторять себе несколько фраз:
- это всего лишь мнение другого человека;
- другой человек может ошибаться;
- он имеет право это мнение высказывать;
- я не соглашаюсь с мнением учителя, потому что знаю себя лучше;
- я сам решаю, принимать мнение другого человека или не согласиться с ним.
Помимо этого, ребенку поможет поддерживать уверенность в себе выписывание своих побед, даже самых маленьких и незначительных. Он сам должен хвалить себя за эти достижения, и родители обязаны поддерживать его в этом, заключила Шувалова.